Прочность,польза,красота

С принятием православной веры Русь приобщилась к христианской культуре. Центром православия была тогда могущественная Византия со столицей в Царьграде. Он славился как один из самых больших, красивых и богатых городов мира. Бывавших там русских людей поражало великолепие греческой архитектуры.
«Прочность, польза, красота» - эта необычная формула была найдена почти две тысячи лет тому назад. Древнеримский зодчий Витрувий пришёл к выводу, что именно эти три понятия, взятые вместе, составляют сущность архитектуры.
Византийцы были первыми учителями русских. Но едва выбравшись из пелёнок ученичества, русское зодчество пошло своим самостоятельным путём. Уже изначально в новопостроенных храмах было нечто особенное, чего не знал художественный мир Византии. И эта непохожесть шла от языческих капищ, божниц и святилищ.
Русь – край лесов. Поначалу храмы, крепости и княжеские терема возводили из дерева. Но недолговечны деревянные строения. А вот камень и прочен, и надёжен, и огнестоек. К тому же наличие каменных зданий показывает, что князь в силе, земля его богата, а казна не пуста – ведь далеко не всякому по карману воздвигать соборы и дворцы из камня. В летописях о том, что тот или иной князь «заложи церковь каменьку», говорится как о большом и памятном событии.
Веками формировался неповторимый облик древнерусской архитектуры. Сохранившиеся до наших дней храмы Божии были и святыни, и твердыни Земли Русской. Но при этом русские храмы очень своеобразны по своей архитектуре.
Крестово-купольный тип храма (всё центральное пространство храма в плане образует крест) заимствован в Византии. Как правило, в плане он – прямоугольный, а все его формы, постепенно понижаясь от центрального купола, составляют пирамидальную композицию. Световой барабан крестово-купольного храма обычно опирается на пилон – четыре несущих массивных столба в центре здания, - откуда расходятся четыре сводчатых «рукава». Примыкающие к куполу полуцилиндрические своды, пересекаясь, образуют равноконечный крест.
Шатровые храмы – это классика русской архитектуры. Храм воссоздаёт принятую в деревянном зодчестве конструкцию «восьмерик на четверике». ( Восьмерик – восьмиугольное в плане сооружение, или часть сооружения, ставился на четырёхугольное основание – четверик. Восьмигранный шатёр органично вырастает из четырёхугольного здания храма.) Главный отличительный признак шатрового храма – сам шатёр, то есть шатровое покрытие, кровля в виде четырёхгранной или многогранной пирамиды. Облицовка глав, шатров и других частей здания могла быть выполнена лемехом – продолговатыми, иногда изогнутыми деревянными дощечками с зубчиками по краям. Этот нарядный элемент заимствован из древнерусской деревянной архитектуры. Храм со всех сторон окружён гульбищами – так в русской архитектуре 16-17 веков назывались галереи или террасы, окружающие здание, как правило, на уровне перекрытия первого этажа – подклети.
Ярусные храмы состоят из поставленных друг на друга и постепенно уменьшающихся кверху частей, секций. Верхние ярусы (один или два) предназначены для колоколов.
Храмы-ротонды – это круглые (ротонда в переводе с латинского – круглый) в плане постройки церкви, подобные светским сооружениям: павильону, залу и т.д. В этих храмах нередко встречаются такие архитектурные элементы, как крыльцо с колоннами или колонны вдоль стен по кругу.
Храмы-«корабли» - это кубические храмы, соединённые с колокольней прямоугольным зданием и внешне напоминающие корабль. Это архитектурная метафора: храм – корабль, на котором можно пуститься в плавание по полному опасностей и соблазнов житейскому морю.
Русский православный храм – это образ космоса. Храм венчают купола с крестами. Это – образ неба. Количество куполов могло иметь символический смысл. Каждый купол опирается на барабан. Верхние части стен храма снаружи завершают полукруглые закомары, повторяющие очертания сводов. Восточная часть храма имеет полуцилиндрические выступы – апсиды, в которых размещается алтарь. Количество апсид (одна, три, пять) зависит чаще всего от размеров храма. Вход в храм имеет красивое архитектурное оформление – портал. Нередко храм украшает аркатурный пояс.
Количество куполов на православных храмах глубоко символично. Два купола означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе; три купола – Троицу; пять – Иисуса Христа и четырёх евангелистов. Семь куполов отражает различные священные значения числа 7: семь даров Святого Духа, семь дней творения мира. Девять куполов – девять чинов Сил Небесных; 13 куполов (как на Софийских соборах в Киеве и Новгороде) символизируют Христа и Его 12 Апостолов. В России возникали также и очень своеобразные, выразительные многокупольные ансамбли. Знаменитый Кижский погост на Онежском озере, состоящий из двух многоглавых церквей и одноглавой колокольни, имеет общее число куполов 33, символизирующее 33 года земной жизни Христа Спасителя.

Комментариев нет:

Отправить комментарий