Образок святой


«Дам тебе я на дорогу
Образок святой:
Ты его, моляся Богу,
Ставь перед собой;
Да, готовясь в бой опасный,
Помни мать свою…
Спи, младенец мой прекрасный,
Баюшки – баю»

 О чём нам говорят эти слова?
Из стихотворения видно, что о святом образе – иконе мать рассказывала своему ребёнку с самого  рождения,  даже  напевая колыбельную песню. Слово «икона» («эйкон») греческого происхождения, оно означает «образ». Вот почему в языке, и особенно в просторечии, иконы называют «образами». Это название не случайно, так как икона призвана отражать образ мира, созданный Богом. Что представляет он собой? Это мир особый, его невозможно отразить привычными средствами. О нём можно рассказать лишь на языке знаков и символов.

Икона сопутствовала православному христианину на протяжении всей его жизни: от рождения до смерти. Как истинную святыню её богато украшали золотом, серебром и драгоценными камнями. По старинному русскому обычаю икона укреплялась на городских воротах, покровитель­ствуя таким образом его жителям. Она вдохновляла русских воинов полях ратных сражений. В горнице для иконы отводили красный угол -самое почётное место в доме.

Мир иконы открывается нам не сразу. Если в далёкие времена она была своеобразной книгой для неграмотных, читать которую умел почти каждый человек, то от современного зрителя требуются немалые усилия для того, чтобы понять условный язык иконописи. Попробуем и мы по­знакомиться с этим удивительным искусством.
 Что же такое икона? Чем отличается икона от картины?
Икона - это изображение Бога, Богоматери, святых. Изображение христианских праздников.
 Что такое картина?
Изображение предметов, людей, событий.
Сравним Икону Богоматери Путеводительница и картину Леонардо да Винчи «Мадонна с цветком». И там, и там один и тот же сюжет. Младенец Христос на руках Богородицы. И если мы посмотрим на картину Леонардо "Мадонна с цветком", и мысленно уберём нимбы, то увидим перед собою кого? Обычную молодую маму с ребёнком на руках. Такая могла жить в Италии в Эпоху Возрождения. Нам на это указывает причёска, костюм, окружающие детали. Младенец на её руках обычный пухленький малыш, который заигрался с цветком. Мама ребёнком любуется, умиляется, т.е. изображена обычная тихая семейная сцена. На картине изображение реалистично, т.е. всё изображается так, как мы видим в действительности. Смотрим на икону Божьей Матери. Здесь мы видим нечто иное. Передано какое-то неземное спокойствие, огромное достоинство. Написаны не просто лица, а святые лики - изменённые и преображённые. Мы не можем сказать, что перед нами обычная женщина. Взгляд Младенца совсем не детский, а очень мудрый, серьёзный, так как перед нами не просто ребёнок, а перед нами Бог, который пришёл в этот мир, чтобы взять на себя все грехи человечества. Богородица указывает рукой на Младенца, как на истинный Путь ко спасению. Христос правой рукой благословляет тех, кто идёт за ним, а в левой руке держит книгу – Новый Завет.
Художник всегда изображает так, как он видит? Может ли художник на картине приукрасить?  Может, а значит картина – это художественный образ. Можно ли сказать, что икона это образ? Икона - это не картина, икона - это святой образ.
Икона сама по себе сложный символ, в котором каждая деталь, каждый штрих, каждый жест, даже цветовая гамма исполнена особого назначения. Как нельзя менять ни одного слова в Библии, так же нельзя произвольно толковать и изображать ее сюжеты.  Итак, первое отличие иконы от картины – это соблюдение канона, поэтому все иконы, написанные на один сюжет, легко узнаваемы. Канон – система правил создания изображений. В канон входят правила о технике написания икон (используется доска), о пропорциях фигур (пропорции человеческого тела сознательно нарушаются: фигуры устремляются вверх, становятся выше, тоньше; всё тело, кроме лица и рук, скрывается под складками одежды), овал лица удлиняется, лоб пишется высоким, нос и рот – мелкими, глаза – большими; внешность всех святых, одежда, в которой их следует писать, строго определены (иконография Богоматери, иконография Христа).
Что такое храм? Вспомните пройденную нами тему о храмах России. Какие храмы вы можете назвать?
Храм - это Дом Бога. Православный храм в его символике, это не только дом Бога, это еще и земной рай, каким его представляют верующие люди. Но ведь храм – это еще и строение, которое имеет границы. Главнейшая часть храма - это алтарь, место святое, где совершается таинство Евхаристии. Самое важное место в алтаре - престол - особо освященный четырехугольный стол. Считается, что на престоле невидимо присутствует сам Христос и потому касаться его могут только священники. Алтарь означает небо, где обитает Бог, а храм - землю. Алтарь отделяется от средней части храма особою перегородкою, которая уставлена иконами и называется иконостасом. Иконостас -  представляет собой сплошную преграду из икон, отделяющую алтарь от средней части православного храма, где стоят молящиеся. Иконапродолжает пространство храма. Каждый храм посвящается Богу, нося имя в память того или другого священного события или угодника Божия, например, Троицкий храм, Преображенский, Вознесенский, Благовещенский, Покровский, Михаило-Архангельский, Николаевский и т. д. В каждом храме есть икона святого или праздника, в честь которого освящен престол храма. В иконостасе обычно расположена в местном ряде, вторая справа от Царских Врат, после иконы Христа.
Икона, находящаяся в храме, имеет еще одно значение. В Библии говорится  «Бог есть Свет», свет духовный, как озарение. Поэтому предметы и фигуры в иконе не отбрасывают теней. Они сами излучают свет.
Художники пишут картины с помощью перспективы. Вспомните, что такое перспектива? Перспектива - это способ изображения объёмных фигур, который передаёт их расположение в пространстве. Приведите пример прямой перспективы. Все линии сходятся в одной точке. Точка схода в картине находится на линии горизонта. Если смотреть на дорогу, уходящую вдаль, то она будет казаться уже. В иконе наоборот.
 Посмотрите на икону, где находится точка схода? Все линии сходятся к человеку. Точка схода перед иконой. В иконописи это называется обратной перспективой: предметы расширяются при их удалении от зрителя. Таким образом,  иконописец изображает божественный мир огромным, а реальный, в котором  мы живем, совсем не большим.
Рассмотрим икону монаха Андроникова монастыря Андрея Рублёва. К сожалению, и об этом величайшем иконописце Древней Руси известно немного.
На иконе Святая Троица изображена в виде трех ангелов. Такое изображение основано на библейском повествовании о том, как Бог явился к праотцу Аврааму в виде трех странников. Авраам любил принимать странников. Поклонившись им до земли, он позвал их к себе — отдохнуть и подкрепиться пищей. Один из странников сказал Аврааму, что через год его жена Сарра родит сына. Аврааму в то время было 99 лет, а Сарре — 89 лет. Сарра, стоявшая сзади них, у входа в шатер, не поверила и рассмеялась про себя. Но странник, который предсказал рождение сына, обличил ее неверие, сказав: “Есть ли что трудное для Господа?”. И тогда праведный Авраам понял, что под видом трех странников его посетил Сам Бог.
Святая Троица изображается в виде трех ангелов, сидящих под деревом. На столе перед ними - угощение, предложенное Авраамом, который стоит рядом. Сарра находится либо тут же, вместе с Авраамом, предстоя перед Святой Троицей, либо в шатре. На иконе же, написанной Андреем Рублевым, изображены только три ангела. Во времена Андрея Рублева тема Троицы, воплощавшая идею триединого Бога (Отца, Сына и Святого Духа), воспринималась как некий символ времени, символ духовного единства, мира, согласия, взаимной любви и смирения, готовности принести себя в жертву ради общего блага.
В рублёвской иконе внимание сосредоточено на трех ангелах, их безмолвном общении. Все лица Святой Троицы абсолютно равны между собой, поэтому ангелы похожи между собой, у них общие черты лица. Они изображены восседающими вокруг престола, в центре которого помещена евхаристическая чаша с головой жертвенного тельца, символизирующего новозаветного агнца, т. е. Христа. Левый и средний ангелы благословляют чашу. Бог Отец благословляет Бога Сына на смерть на кресте во имя любви к людям. Бог Дух Святой (правый ангел) присутствует здесь как утешитель, утверждая высокий смысл жертвенной, всепрощающей любви.
Символически эти элементы раскрывают своё смысловое содержание в свете цели и назначения богочеловеческого сотворчества в созданном Богом мире. Палаты Авраама - образ божественного домостроительства. Древо - древо жизни вечной, даруемой Св. Духом через крестную жертву Спасителя. Не случайно оно расположено слева от правого Ангела - Св. Духа и за спиной центрального Ангела-Сына, рождённого в мир и распятого в нём на древе. Гора - образ духовного восхождения и Голгофы.
В одеждах всех трёх ангелов присутствует синий цвет. Синий и голубой цвета означают бесконечность неба, символ иного, вечного мира. Цвет одежды левого ангела – золотой. Золотой цвет обозначает самого Бога. Золотой блеск икон позволяет почувствовать сияние Бога и великолепие Небесного Царства, где никогда не бывает ночи. Цвет одежды центрального ангела- красный. Красный цвет - цвет тепла, любви, жизни, животворной энергии. Именно поэтому красный цвет является символом Воскресения - победы жизни над смертью. Но в то же время это цвет крови и мучений, цвет жертвы Христа. Такжепурпурный, или багряный, цвет - это цвет царя, владыки - Бога на небе, императора на земле. Только император мог подписывать указы пурпурными чернилами и восседать на пурпурном троне, только он носил пурпурные одежды и сапоги (всем это строжайше запрещалось). Одежда левого ангела зелёного цвета. Зелёный цвет - природный, живой. Это цвет травы и листьев, юности, цветения, надежды, вечного обновления.
Главное отличие иконы от картины мы сможем выявить, когда ответим на вопрос: для чего нужна икона? Когда верующий смотрит на икону, только ли он любуется изображением?
Картину – произведение искусства - мы созерцаем, а перед священным образом – иконой -  предстоим в молитве.
Иконопись как искусство зародилось ещё в I веке. Первые образцы находят в римских катакомбах - подземельях, подземных кладбищах, где гонимые христиане собирались для совершения молитвы. Там впервые появляются священные изображения Божией Матери, Спасителя (в виде античного юноши, который несёт на своих плечах ягнёнка). Это первое символическое изображение. Первые христианские художники вкладывали в изображение своё понимание того, что совершил Христос. Изображали доброго пастыря, несущего на своих плечах ягнёнка.
Иконографические типы Иисуса Христа
Священное предание гласит, что сам Иисус Христос дал людям свой видимый    образ. Правитель сирийского города Эдессы князь Авгар был болен. Но однажды ему открылось, что излечение произойдёт, если он увидит лицо Иисуса Христа. Он послал придворного живописца Ананию найти Христа и написать Его образ. Художник отыскал Иисуса, но сделать «портрет» не смог по «причине сияющего блеска лица Его».
На помощь ему пришёл сам Господь. Он взял у художника кусок ткани и приложил к Своему Божественному лицу, отчего на ткани, силою Благодати, запечатлелся его Божественный Образ. Когда Авгар увидел этот образ – первую, Самим Господом Сотворённую икону, и с верою приложился к нему, то  получил исцеление за свою веру помилости Божией. Таким образом, создателем первой иконы был сам Христос.
За этим чудотворным образом закрепилось название «Спас Нерукотворный». И сейчас это одна из самых почитаемых икон Православной Церкви.
Иконографические типы Иисуса Христа
По церковному преданию гласит, что сам Иисус Христос дал людям свою первую икону. Рассказывают, что случилось это во время земной жизни Спасителя. Князь Авгарь был тяжело болен. Услышав о бесчисленных исцелениях, которые совершил Иисус Христос, Авгарь захотел взглянуть на Спасителя. Он послал живописца, чтобы тот нарисовал лик Христа. Однако художник не смог выполнить поручение. От лица Господа исходило такое сияние, что кисть мастера не могла передать Его Свет. На помощь ему пришёл сам Господь. Он взял у художника кусок ткани и приложил к Своему лицу, отчего на ткани запечатлелся его Божественный Образ. Когда Авгарь увидел этот образ – первую, Самим Христом Сотворённую икону, и с верою приложился к нему, то  получил исцеление за свою веру. Таким образом, создателем первой иконы был сам Христос.
За этим чудотворным образом закрепилось название «Спас Нерукотворный». Он всегда был на Руси одним из самых любимых образов. Именно его обычно писали на знаменах русских войск. На русских иконах Спас Нерукотворный изображен обычно спокойным, с открытыми глазами.
 «Вседержитель» («всевластный») - образ представляет Христа как Небесного Царя. Это икона, которую можно увидеть в каждом православном храме. На иконе Христос предстает перед нами облаченным в синий плащ (синий – символ иного, вечного мира) и красную рубаху (красный – символ жизни, Воскресения – победы жизни над смертью). Вокруг головы Христа золотой нимб.
 Что он означает? Нимб - круг вокруг лика, символически обозначающий святость. Нимб (ореол) – неотъемлемая часть иконы. У Иисуса нимб разделён крестом, на пересечении креста буквы W(Омега)O(Онюкрон)N(Ню) – Вечно Существующий.
Одна из разновидностей изображения Христа Вседержителя - «Спас в силах».
«Спас в силах» - Христос изображается на престоле с книгой (Престол – символ царственной власти), на фоне красного квадрата с вытянутыми концами. Квадрат - это символ земли. По четырем концам квадрата можно найти изображения ангела, льва, тельца и орла. Это символы евангелистов (Матфея, Марка, Луки, Иоанна), которые разносят учение Христа во все концы света. Поверх красного квадрата написан синий овал - мир духовный. В синем овале изображены ангелы - силы небесные (отсюда название). Поверх синего овала -красный ромб (символ мира невидимого).
Особой любовью русских иконописцев пользовался образ Богоматери.
Елеу́са (греч. милующая), Умиление. Богородица изображена с Младенцем Христом, который сидит на Её руке и прижимается щекой к Её щеке. Между Марией и Богом-Сыном нет расстояния, их любовь безгранична. Икона являет нам прообраз крестной жертвы Христа как высшее выражение любви Бога к людям. Отсюда скорбь в глазах Богородицы, Ей известна участь Своего Сына.
Другой не менее известный тип - Богоматерь  Одигитрия (греч. Указующая Путь), Путеводительница. Христос сидит на руках Богородицы, правой рукой Он благословляет, а левой - держит свиток, реже - книгу, что соответствует иконографическому типу Христа Вседержителя. Как правило, Богородица представлена в поясном изображении, но известны и сокращенные оплечные варианты (Казанская). По преданию, самая первая Одигитрия была исполнена евангелистом Лукой.
Этот тип богородичных икон получил необычайно широкое распространение в России. К этому типу относятся такие широко почитаемые на Руси иконы, как Тихвинская, Казанская и др. Иконы с изображением Богоматери принято называть по месту, где они впервые появились, или приобрели славу чудотворных.
Оранта (от лат. молящийся) – Мария изображается с поднятыми и раскинутыми в стороны руками, раскрытыми ладонями наружу, то есть в традиционном жесте заступнической молитвы. Подобная молитвенная поза известна с библейских (ветхозаветных) времён. Первые изображение Богородицы Оранты (без Младенца) встречаются уже в римских катакомбах. В апсиде Софийского собора в Киеве находится одно из известнейших мозаичных изображений Оранты (высота фигуры 5 м 45 см).
От прочих типов изображения Богородицы Оранту отличает величественность. В иконописи самостоятельные изображения Богородицы Оранты без Младенца используются чрезвычайно редко, чаще в росписях стен и мозаиках.
В древнерусском церковном искусстве был популярен образ Богородицы Оранты с Младенцем Христом. Обычно Христос изображается в круглом медальоне на уровне груди Матери. В русской традиции данный тип иконографии получил особое именование -Зна́мение. Основной смысл икон «Знамение» переместился с молитвы Богоматери Оранты к Рождению Христа.
Мария всегда изображается в тёмно-вишнёвом мафории - покрывале замужних женщин. Мафорий украшен тремя звездами: на лбу, на плечах (символ чистоты Богородицы: до рождения, по рождении и после рождения Иисуса Христа). Вокруг головы золотой нимб. По обе стороны нимба Богоматери пишутся буквы MP OV - что означает «Матерь Бога».
Образ Оранты входит в состав сложных икон, например, в изображение праздника Покрова.
Рассмотри икону в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Богоматерь в позе Оранты. Над нею - покров, несомый двумя ангелами. Над покровом - благословляющий Спаситель. В боковых делениях алтаря: слева святители; справа - ангелы. В нижней зоне слева - апостолы, справа - указующий на Богородицу и покров св. Андрей Юродивый и Епифаний. Такой вариант изображения Покрова был популярен на русском севере.
Праздник Покрова Пресвятой Богородицы в Русской Церкви считается одним из великих. В основу праздника положено предание о явлении Божией Матери в храме в Константинополе в X в. Византийская империя вела войну с мусульманами и Константинополю угрожала опасность.
В воскресный день, 1 октября, во время службы, когда храм был переполнен молящимися, святой Андрей, подняв глаза к небу, увидел идущую по воздуху Пресвятую Богородицу, озарённую небесным светом и окруженную ангелами и сонмом святыми.
Вся русская история связана с чудотворными иконами Божией Матери. В Православной церкви почитается около 1000 икон, прославившихся таким образом. В основном это иконы Богородицы.
Почитаемые Богородичные иконы:
Всех Скорбящих Радость (чудотворная). На иконе изображена Богоматерь в сиянии, окружённая людьми, обуреваемыми недугами и скорбями, и ангелами, совершающими благодеяния от её имени.
Неупиваемая Чаша (чудотворная). Иконографически восходит к типу Богородицы-Оранты. Мария изображена в молитвенной позе с воздетыми руками, Младенец Христос — стоящим в чаше и благословляющий обеими руками. Духовенство уверяет, что молящиеся перед этим образом могут получить исцеление от болезней, в том числе от алкоголизма и наркомании.Явление образа «Неупиваемая Чаша» произошло в 1878 году. Крестьянину Ефремовского уезда Тульской губернии, одержимому страстью пьянства и вследствие этого утратившему способность ходить, во сне явился старец-схимник и сказал: «Иди в город Серпухов в монастырь Владычицы Богородицы. Там есть икона Божией Матери „Неупиваемая Чаша“, отслужи перед ней молебен и будешь здоров душой и телом». Крестьянин не сразу отправился в монастырь, но после третьего явления старца на четвереньках отправился в путь. После совершения молебна бывший пьяница получил не только исцеление больных ног, но и утратил пристрастие к алкоголю.
Умягчение злых сердец - на данной иконе Богоматерь изображается стоящей с семью воткнутыми в сердце мечами: по три справа и слева и один внизу. Число семь обозначает полноту горя, печали и сердечной боли, испытанных Богородицей в её земной жизни.
Утоли мои печали (чудотворная). На этой иконе Божия Матерь изображена держащей правой рукой Младенца Христа, у которого в руках развернут свиток со словами: «Судите судом праведным, оказывайте каждый милости и снисхождение к ближнему, не обременяйте вдов и сирот и не держите в сердце злобу на ближнего». Левую руку Богоматерь приложила к своей голове, несколько склонённой набок, будто она прислушивается к молитвам всех обращающихся к ней в печалях и скорбях.
Древнерусские изографы не называли себя художниками и, как правило, не ставили своих имен на созданных ими иконах. Они трудились в тишине монастырских келий, пред началом работы творили молитву, освобождая себя от всего мирского, суетного, чтобы ничто не смущало душу и не отвлекало от внутренней сосредоточенности. Не имя художника делало икону знаменитой, а несказанная красота ее и чудеса, ею сотворенные, прославляли его имя. Потому-то и хранит Церковь имена живописцев в своей памяти – это Феофан Грек, Андрей Рублёв, Дионисий и др. 
Источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий