Малиновый звон

Из истории колокола.

"Колокол русский народный,
Колокол храма святой,
Чуден голос свободный,
Люб отголосок мне твой.
Чистые, чудные звуки
Любо душою ловить,
Или тревожные муки
В сердце больном хоронить…"

О колоколах в России впервые упоминается в летописях 988 года. В Киеве были колокола при Успенской и Ирининской церквях. В Новгороде колокола упоминаются при храме св.Софии в самом начале XI века. В 1106 году прп.Антоний Римлянин, прибыв в Новгород, слышал в нём «великий звон». Колокола помещали в звонницах храма, но очень часто – на специальных сооружениях рядом с церковью – колокольнях (с 19 в.).


В Москве до революции 1917 года насчитывалось примерно 4000 храмов. На их звонницах и колокольнях было по 5-10 колоколов, иногда и больше; для разных случаев – праздник, будни, беда – использовались разные колокола.
На колокольне Ивана Великого в Кремле, построенной в 1505-1508 гг. и имеющей высоту 81 метр, было 52 колокола (в последствии – 37).
Колоколам часто давали имена: Медведь, Реут, Сысой и др.

Колокола были большие и малые. Масса некоторых больших колоколов такова: Лебедя (сделанного в 1550г.) – 2200 пудов (36,08 м); Большого Успенского (1654 г.) – 8000 пудов (131,2 м).; Сысоя – 2000 пудов(1689 г.); Полиелейного – 1000 пудов (1683 г.).
Огромнейший и единственный по своей величине во всём мире считается московский Царь-колокол (1735 г.), его масса свыше 12000 пудов (196,8 м).
С древних времён колокола проходили обряд освещения, и только потом их помещали на колокольню.
Колокольный звон.
Звон колокола был голосом Родины. Он воспевал её силу и красоту, он напоминал о долге перед ней. А если колокол умолкал – это значило, что родину постигло несчастье. Колокола покорённого города были желанными трофеями для победителя. Их срывали с колоколен и звонниц, их разрушали, их переплавляли на пушки и монеты. Большей кары, как лишение колокола, не было для опального города.

С древности колокол – глас Божий, а между тем привычные нам сегодня звоны прижились лишь с XVI столетия. Музыка колоколов – это целое искусство. Она сплетена из величавого гула медных гигантов (от них идёт основной тон) и заливистого сопровождения многочисленных «малюток» (они дают особые «призвуки», или «обертоны»). По разным церковным праздникам были разные звоны, разное количество ударов в большой и малые колокола. По колокольному звону люди узнавали о радостных и печальных событиях. Разливистый благовест означал добрые новости, благую весть, набат был сигналом тревоги. Были свои звоны по случаю встреч и проводов.
Различают два вида церковного звона: благовест и собственно звон. Благовест – это мерные удары в один большой колокол, они созывают прихожан на службу.
Звон – когда звонят сразу во все колокола. Звон бывает четырёх видов. Трезвон – повторяется трижды после небольшого перерыва, звучит на всенощном бдении, литургии. Трезвон – символ радостной вести о воскресении мёртвых. Двузвон – когда звонят дважды – совершается на всенощном бдении. Перезвон– звон в каждый колокол поочерёдно (по одному или несколько ударов), начиная с большого и до самого малого. Звучит на литургии, когда совершается таинство причащения, и в некоторых других случаях. Перебор– медленный звон в каждый колокол поочерёдно, от малого до самого большого, после удара в большой колокол ударяют во все сразу, и так повторяют много раз. Перебор называют похоронным звоном, он выражает скорбь об усопших.
На этом этапе урока предусмотрено прослушать колокольные звоны.
Особенно любим русским человеком малиновый звон – весёлая перекличка окрестных колоколов, напоминающая певучую трель дорожных бубенчиков. Малиновым его назвал в честь бельгийского города Малина (теперь Мехелена) царь Пётр I, когда в 1717 году был в Нидерландах. Монарху настолько понравились чудные звуки колоколов, раздававшиеся со сторожевой башни, что он пожелал слышать точно такие же и в России. Колокола звонили благодаря использованию клавишного механизма, представлявшего собой своеобразный музыкальный инструмент – карильон. В 1716 году царь заказал в Голландии такой карильон с 35 колоколами, отдав за него огромные деньги. Через несколько лет диковина вышла из строя. В царствование Елизаветы Петровны мастер из Гааги Оорт Крас изготовил новую машину, которая была установлена на колокольне Петропавловского собора в северной столице. Однако малиновый звон в России научились исполнять без хитроумной машины: по слуху и вручную.
Колокол русский народный,
Колокол храма святой,
Чуден голос свободный,
Люб отголосок мне твой.
Чистые, чудные звуки
Любо душою ловить,
Или тревожные муки
В сердце больном хоронить…
Из чего льют колокола? Наилучший материал для изготовления колоколов – бронза, состав которой 4 части меди и 1 часть олова (80% и 20%). Этот сплав слабо рассеивает механическую энергию за период колебания: у бронзы доля рассеяния наименьшая – 0,005. Медь и олово – мягкие материалы, но в сплаве делаются твёрдыми. В сплаве присутствуют примеси: наибольшее количество свинца (~ 2%), цинка (1,2%), железа (1,2%) – вредные примеси. Избыток олова придаёт колоколу звонкость, но делает бронзу более хрупкой.
Подъём колокола на колокольню.
Колокола размещаются на колокольнях – специальных башнях с открытым верхним ярусом. В устройстве колоколен используется явление резонанса, причём с древних времён.
И, конечно же, колокольни служили не только украшением храма и окрестностей. В их устройстве всё было продумано до мелочей. В верхней части шатра колокольни располагаются «слухи» – отверстия (окошечки, убывающие по величине к вершине) для резонанса звука. Кроме того, в толщу стен барабанов иногда встраивали пустые глиняные кувшины или горшки – «голосники», которые выполняли ту же роль, что и «слухи». Размеры окон звонницы делаются такими, чтобы частота колебаний столба воздуха в них совпадала с частотой звучания колокола. В роли резонатора выступает также просторное пустое пространство первого этажа звонниц, а в колокольне – весь внушительный по высоте (не в один десяток метров) столб воздуха в ней.
Русские зодчие умело использовали для усиления и создания особенностей распространения звука окружающий ландшафт. Церкви очень часто строили на высоком берегу озера или реки. Звон колоколов, попадая в такой резонатор, как водная гладь, становится особенно мягким и мелодичным.

Источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий